День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

 

Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.

Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесеньем Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукой. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в 1-й главе книги Деяний Св. Апостолов (1:2-5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, “И, подняв руки Свои, благословил их”, произнося, очевидно, известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр. говорит кн. Левит 9:22.

“И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо”. “Какой чудный образ действия”, — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: “Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его”.

Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и “возвратились в Иерусалим с радостью великою”. Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате, несомненно, 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божья. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они “пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога” за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.

Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на Небо, “воссел одесную Бога”. Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян. 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству воспринял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного так с самим сидящим.

Заключает св. Марк своё Евангелие свидетельством о том, что произошло уже после сошествия Св. Духа: о том, что Апостолы”выйдя” из Иерусалима, конечно,”проповедали всюду“, по всему миру, “при Господнем содействии”, при помощи Божьей, “и подкреплении слова последующими знамениями”, — т.е. доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских.

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды.

Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, “никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный” и обещает верующим в Него и любящим Его: “Аз есмь с вами, и никтоже на вы”.

Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов.

Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.

20110504 1097464916

5 мая святая православная церковь чтит память Св.прп.Виталия Александрийского. Преподобный Виталий является небесным покровителем помощником настоятеля нашего храма прот.Виталия Пынзару. И ныне, мы пасомые чада спешим поздравить его с этим праздником!

Дорогой батюшка, молитвенно желаем Вам Божией милости, духовной радости, здоровья, мудрости, терпения, крепости духовных и телесных сил, столь необходимых в Ваших нелегких пастырских трудах, в Вашем служении на благо Святой Матери Церкви. Да умножит Всемилостивый Господь годы Вашего пастырства на нашем приходе, да благословит все Ваши труды и благие начинания, да ниспошлет Вам Свои неизреченные милости и щедроты! Многая и благая Вам лета, отец Виталий!

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

detail20180408 PAL 2136 обр

Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).

Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк. 12:16-21), когда detail20180408 PAL 1871 обркомфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп. 1:21), а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

Как часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

Сердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва, Пасха Христова, 2018 год

 

pascha header

„Cât aveți Lumina, credeți în

Lumină, ca să fiți fii ai Luminii.”

(Ioan 12,36)

Preasfinţiţi ierarhi, Preacucernici preoţi şi diaconi,
Cuvioşi monahi şi monahii, drept-măritori credincioşi,

Hristos a Înviat!

În această preaminunată şi sfântă zi trăim marea bucurie a Învierii Domnului nostru Iisus Hristos. Lumina şi mila lui Dumnezeu se revarsă asupra lumii. Întreaga creație ia parte la slăvita sărbătoare. Întunericul a fost risipit, moartea a fost învinsă, Lumina din mormânt a ieșit, iar Biserica în noaptea pascală vă adresează îndemnul: „Veniți de luați lumină”!

Veniți ca să-L primiți pe Hristos Cel Înviat, veniți să luați lumină din Lumina Lui, veniți ca să luați adevăr, înțelepciune şi iubire din Adevărul, Înțelepciunea şi Iubirea împărtășită de El lumii. Nu lumina lumânărilor este cea pe care o vestim noi. Lumina Învierii nu se limitează la lumina lumânărilor. Iisus Hristos este Lumina lumii care a biruit întunericul.

Adevărul a învins moartea, minciuna şi viclenia. Iubirea a topit răutatea, dușmănia şi răzbunarea. Aceasta este marea minune şi credința vieții noastre.

Lumea ce viețuia în întuneric a primit, prin Învierea Domnului arvuna Învierii sale şi a vieții veșnice. Astăzi începem o viață nouă în Hristos, plină de lumină şi iubire sfântă.

De-a lungul Postului Mare ne-am curățit sufletele în Taina Sfintei Mărturisiri şi am primit Trupul şi Sângele Domnului, Cel care eliberează pe toți din locuința morților şi deschide calea spre Împărăția slavei Sale.

Învierea lui Iisus ne dăruiește certitudinea că viața noastră va continua. Noi nu mai murim ca niște osândiți pe vecie, ci în așteptarea Învierii de obște. Moartea şi-a pierdut puterea. Toți vom învia prin puterea Învierii Domnului Iisus Hristos care a biruit moartea.

Prin urmare, din această viață noi trebuie să ne pregătim pentru veșnicia în Hristos. Cel ce îl caută şi dorește pe Dumnezeu în viața aceasta, va cunoaște bucuria unirii cu El. Cine a căutat hrană duhovnicească aici, pe pământ, va avea dincolo drept hrană pe Domnul. Cine a ținut seama de învățătura Lui şi L-a urmat, va fi așteptat şi primit de Domnul. Cel ce a propovăduit şi a învățat despre Lumină, despre Hristos, lumină va găsi.

Însă, cel ce L-a negat, trădat, răstignit, va învia şi acela, dar, prin înviere se va regăsi pe un tărâm străin, unde nu este Dumnezeu.

A negat lumina, de întuneric va avea parte. Dar cum să ocolim noi astăzi întunericul şi păcatul ce ne despart de Hristos, cum putem să rămânem întru Domnul şi să trăim în lumina cea negrăită a Învierii? Negreșit, prin viața Sfintei Sale Biserici pe care a răscumpărat-o cu scump Sângele Său (Efeseni 5, 25) şi a sfințit-o şi a curățit-o şi al cărei cap şi temelie este El Însuși.

Învierea Mântuitorului este dovada prezenței Sale în fiecare sărbătoare, în fiecare zi din viața Bisericii rugătoare: „Iată, Eu sunt cu voi până la sfârșitul veacului” (Matei 28,20).

De aceea, în această perioadă pascală, dar şi în toate zilele vieții noastre, să ne aflăm în Sfânta Biserică drept-măritoare, unde ne întărim duhovnicește şi crește bucuria sufletească, pentru că aici suntem luminați de Hristos Cel Înviat.

Iubiți fii şi fiice ai Bisericii,

Praznicul Învierii Mântuitorului să reverse lumină, har şi dreptate în inimile tuturor. Să împărtășim celor din jurul nostru pacea şi bucuria, prin cuvânt şi prin faptă, neîntârziind să acordăm sprijin celor săraci şi necăjiți, ajutând pe bolnavi, pe cei întristați şi îndurerați. Să arătăm dragoste şi înțelegere semenilor, pentru că așa îl vom vedea pe Dumnezeu.

În aceste zile ale Învierii, adresându-mă credincioșilor noștri de aici din țară, cât şi celor din afara hotarelor, vă îndemn prin cântarea praznicală: „Învierea lui Hristos văzând…” să ne schimbăm viața, devenind iertători şi pașnici, rugători şi miluitori, iubitori şi de bine făcători, căci pentru noi toți Hristos a Înviat!

Adevărat a Înviat!

Cu arhierești binecuvântări,

†  VLADIMIR,

MITROPOLITUL CHIŞINĂULUI ŞI AL ÎNTREGII MOLDOVE

Învierea Domnului,
Anul mântuirii 2018,
or. Chişinău

Сегодняшнее Евангельское чтение- это описание исторического события, произошедшего двадцать столетий назад. Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.